Изготовление креста для купола собора в деревне Куяки

d09ed181d0bad0b0d180-preview-1700942 Этот репортаж с Аскаром Адыловым мы готовили совместно со speranza. Я беседовал Аскарищу на диктофон, а Надюша расшифровала наш треп и причесала его литературно, надеюсь продолжать в таком же духе, если Надежде не надоест расшифровывать мое бормотание:)

— Аскар, когда мы говорили по телефону, ты рассказывал, что работаешь над изготовлением креста для купола собора в деревне Куяки Республики Татарстан. Собора, который в 60-е годы был разрушен, а сегодня восстанавливается. Я рад, что буду наблюдать за этим процессом от рождения эскизного проекта до установки. Как ты получил заказ?

— Мне позвонила Елена Шилова, занимающаяся реставрацией архитектурных памятников, сказала, что начинаются восстановительные работы и требуется моя помощь в изготовлении креста на центральном куполе. Памятник древний, исторический, и подход к нему должен быть с учетом этой специфики: крест надо изготовить традиционным способом и с применением традиционных технологий. Над куполом тоже работает бригада из художественного фонда.

— Итак, тебе предоставили форэскиз с основными размерами, выполненный в «Coral». Что ты делал дальше?

— Вычертил его на ватмане в масштабе 1:1, рассчитал, сколько мне потребуется материала, какие технологические вопросы нужно решить. Сейчас буду переходить к изготовлению: делать заготовки всех профилей.

— Будешь брать металлические профили готового сортамента или под молотом протягивать их в необходимые сечения?

— Сечения там довольно нестандартные, поэтому придется делать всё вручную горячим способом.

— Надеюсь, мы снимем этот процесс не только на фотокамеру, но и на видео. А какое сечение профиля ты будешь использовать?

— Основное контурное сечение – 20 х 30 мм, протягивать буду из кругляка. На рисунке, правда, изображена более тонкая полоса – 20 на 8.

— Неудивительно: наши проектировщики уже «отмуштрованы» «Кузнечным двором», где работает гидропресс с цифровым управлением. Он ведь делает заготовки только определенного профиля. Помню, при проектировании ограды президентского дворца приходили ребята и говорили – мол, такая полоса у нас не пойдет…

— Просто этому оборудованию с раз и навсегда определенным технологическим циклом нередко не хватает мощности для работы с большими профилями.

— Да, безусловно. Взять хотя бы те же традиционные решетки, которые мы видим в городе: например, решетку у здания Союза писателей. Фактически она сделана из полосы, гнутой не вдоль, а поперек, а выполнить такую операцию по холодному металлу, без нагрева, очень сложно. Приходится гнуть по частям, перепроверяя и подгоняя, а с таким трудоемким заданием ни один гидропресс не справится. Тем ручная ковка и отличается от автоматической, что из грубого металла, к которому прикоснулись руки мастера, получается тонкая и легкая решетка. Но вернемся к кресту. Приходилось ли корректировать размеры с его эскизов?

— Мне задали пропорции, которых следовало придерживаться от и до, и при создании чертежа я вычислил их с максимальной точностью. А вообще в будущей работе много своих особенностей: например, закрепление нижней части креста требует противовеса, и квадрат должен быть более массивным. Идею, кстати, я «подсмотрел» на Петропавловской церкви. Ее крест был воздвигнут еще в начале 18-го века, и как раз по классическим технологиям. Взяв за основу эту методику, можно смело воплотить ее в жизнь и в наше время.

— Получается, ближе к нижней части креста профили будут утолщаться?

— Да, будет утолщение и переход в квадратное сечение. Благодаря этому низ креста может получиться очень массивным. Еще один момент. На Петропавловской церкви, в местах, где идет перекрестье вертикали и горизонтали, есть крепления на болтах. И это очень рациональная задумка: чтобы мастер прямо на месте, не снимая всей конструкции, мог заняться реставрацией каких-то элементов. Причем такое устройство во многом облегчает и монтажные работы.

— То есть, при монтаже сначала устанавливается и крепится вертикальная стойка, а потом к ней на болтовых элементах присоединяется перекладина.

— Плюс еще к «плечам» горизонтали идут растяжки, предохраняющие крест от наклона, от осевого вращения и воздействия ветра. Как видишь, больших сложностей нет, но в то же время есть ряд нюансов, с которыми приходится считаться.

— Будешь ли ты после изготовления креста проводить отделочные работы его поверхности?

— Нет, мне нужно просто изготовить его в черном металле, а обработкой займется отделочник. Он будет наносить на крест сусальное золото.

— Но ведь при протяжке полос тебе необходимо выдержать нужную чистоту поверхности, чтобы она была относительно гладкой и ровной. Получается, полосы придется не только протягивать под молотом, но и выглаживать, а потом снимать окалину?

— Если потребуется сбить окалину и обеспечить сцепление поверхности, тоже выполню эти операции: ничего сверхсложного в этой работе тоже нет.

— Предположим, крест уже изготовлен и готов к установке на купол. Кто будет заниматься монтажом?

— Основные работы возьмет на себя группа реставраторов, но может потребоваться и моя помощь, поэтому я тоже буду присутствовать при этом событии.

— В какие сроки тебе нужно уложиться и когда будет воздвигнут крест?

— Начну над ним работу в ближайшие дни и потрачу на нее примерно полтора месяца. Что касается сроков монтажа, они во многом зависят от того, когда будет готов сам купол.

— Надеемся, уже к концу лета он появится над собором, станет ловить солнечные блики и радовать народ. Большое спасибо за интервью!