Мой путь в ДПИ

детство
школа
институт
первые работы в материале
армия
Чернобыль
памятник
гражданка
первая кузница
вторая кузница
проектно-реставрационная мастерская
Военно-исторический клуб «Витязь»
работа над музейной экспозицией
создание сайта ДПИ

детство
00-preview-3206248      Родился я в 1967 году в г. Казани. Родители дали мне имя Илья при фамилии Репин. Чем они руководствовались, я не знаю…, но прозвище «художник» приклеилось ко мне с раннего детства.

01_0-preview-1607583      «Как вы судно назовете, так оно и поплывет» — поется в песне, и я поплыл по жизни с карандашами и кистями в руках.

      В 6 лет мама определила меня в изостудию ДК Химиков г. Казани. Я был самым младшим из посещавших студию, но права мои не ущемлялись, а успехи поощрялись похвалами. Мне, как полноправному члену студии был выдан мольберт, планшет и стиратор (прямоугольные пяльца для бумаги). Мама купила акварельные краски «Ленинград» и хорошие колонковые кисти (где она их только достала?!).

05-6923795      Кроме того, моим постоянным наставником была кузина — Галина Мартынова. Закончив 10-и летку и художественную школу, она поступила в Казанское художественное училище. Еще учась в средней школе, я с сестрой и студентами училища с удовольствием ходил на пленер по живописным паркам Казани.

      Студенты и преподаватели относились ко мне тепло. Не помню ни разу, чтобы я был высмеян или унижен за неудачную работу. Мне терпеливо объясняли мои ошибки, поправляли и хвалили, когда я успешно справлялся с задачей. Вот так с раннего детства я попал в среду творческих людей, научился видеть мир их глазами, мыслить отвлеченными категориями. Господи, как тяжело мне было учиться в обычной школе.

школа
07-preview-9243928      К слову сказать, школа была не обычная, а специализированная — улучшенного образца. Английский язык преподавали со второго класса, но любить его так и не научили. Преподавая английскую классическую литературу, огромное количество грамматических правил и исключений из них, меня не смогли научить простой разговорной речи. В английском языке я плыву…

      Хотя учился я неплохо, большинство преподавателей недолюбливало меня. Я с горечью вспоминал те теплые отношения, которые сложились в среде художников. Сестра окончила училище, несколько раз поступала в Муху (Высшее художественно-промышленное училище имени В.Мухиной). Из компании художников я продолжал общаться только с ней, остальных жизнь сразу разбросала по бескрайним просторам Могучего и Нерушимого…

      Я заканчивал 8-й класс, и сестра предложила мне подать документы в Казанское художественное училище. Родителям идея не понравилась, а дирекция спецшколы не захотела портить мною статистику 100% успеваемости (в нашей школе было принято доучиваться до 10 класса). Потеряв еще два года в школе, я поступил в КАИ (Казанский авиационный институт, сейчас КГТУ Казанский Государственный технический университет).

институт
08-preview-5497551      Атмосфера высшей школы отличалась от атмосферы специализированной, как обычный театр от анатомического, где умершие от скуки в первом, развлекают посетителей во втором…

      В вузе умереть со скуки было невозможно! Я попал в редакцию факультетской газеты «Мотор», получил освобождение от регулярного посещения занятий, запустил учебу и через год «загремел» в армию. Но какой это был год! За этот год я наверстал в ухарстве и удальстве те десять лет, во время которых влачил незавидное существование в школе.

09_0-preview-8151819      В моем распоряжении было двухкомнатное помещение редакции, располагавшееся в первом общежитии КАИ. Там имелось все самое необходимое: холодильник, телевизор, магнитофон, две печатные машинки и две кровати! На первом этаже в полуподвале располагалась буфет-столовая, где можно было недорого перекусить, и где всегда подавали холодное пиво!

      Редактор — Евгений Кулешов, учащийся на курс старше меня, человек необузданной фантазии, технически грамотный, прекрасный рисовальщик, с первого момента нашего знакомства произвел на меня неизгладимое впечатление. Чего стоили факультетские стенгазеты по 10-15 метров длиной. Рисованные «от руки» цветные заставки на целом ватманском листе, сделанные аэрографом по последнему слову научно-художественной мысли… А какие были юморные рисунки, выполненные отличной графикой и сопровождающие заметки! Печатали эти заметки на печатной машинке, бумагу тонировали, разрезали на абзацы и наклеивали на ватман… Технический прорыв 1985 года — это Вам не «от руки» текст писать километрами!

первые работы в материале
06-preview-4176944      Родители выписывали много различных журналов, среди них «Наука и жизнь». В этом журнале печаталась серия статей про литье из олова. Статьи были толково и подробно написаны и сопровождались рисунками и фотографиями. Меня очень заинтересовала возможность воплотить в материале свои замыслы в домашних условия.

      Я попробовал. Слепил перстень из пластилина, залил его гипсом, пластилин убрал, форму высушил в духовке и залил оловом, расплавленным на газовой плите. Отливка удалась с первого раза! Это вселило в меня сильную уверенность в себе. Качество изделия было так высоко, что оставалось только отрезать литники. На кольце был изображен кентавр, стреляющий из лука. Это кольцо я подарил потом, как и многие свои работы, жалко только фотографии его нет. Необходим был объектив для макросъемки — обычным объективом перстень не удалось сфотографировать даже отцу.

      Обычных инструментов в магазинах продавалось много, и стоили они копейки, но специальных купить было невозможно даже в Москве, в специализированных магазинах, либо стоили они безумно дорого. Набор резцов для резьбы по дереву отец заказал мне в мастерской НИИ, где он работал. Тамошний слесарь, студент-заочник, изготовил ему их за то, что отец сделал ему дипломную работу (на моей памяти первую и последнюю для постороннего человека). Резцы из инструментальной стали У12а, прекрасно закаленные! Не у каждого мастера-резчика в то время было такое сокровище! Я с удовольствием резал по дереву, а резные фигурки дарил своим друзьям и знакомым. Слово бизнес считалось ругательством, к торговцам относились со всеобщим презрением, а я не понимал, откуда у людей деньги на покупку машин, когда зарплата всего 200 рублей. Отец тоже не понимал, поэтому машины у нас не было…

армия
02-preview-3837639      Детство кончилось, началась армия. К ней я был морально готов – в институте понял, что художники с голоду не умирают, а только от пьянства. Еще в поезде ко мне подошел прапорщик — начальник клуба с вопросом: «Ты Репин, рисовать умеешь?» Так я стал полковым художником.

      В армии понимаешь, почему символ власти — ключ! Ключ, это возможность побыть одному там, где одному быть не положено по умолчанию! Постоянное пребывание в коллективе утомляет, изматывает. Из личных вещей солдат Советской Армии имел очень мало личного времени, по уставу — час в день. Да и назвать это «личным временем» — совершить кощунство перед словом «личное»! Единолично владея КЛЮЧОМ от помещения, солдат поднимался над личным составом на недосягаемую высоту, пусть даже это каморка, где хранятся метла и лопаты.

      К чему это я… Ах да, у меня было два ключа от двух мастерских. В одной я делал большие уличные планшеты, в другой — мелкие работы и бумажную оформиловку. Поговорка «Художник в армии — первый человек после повара» оправдалась. И все бы хорошо, если бы в 1986 году не жахнула ЧАЭС — Чернобыльская Атомная Электростанция.

Чернобыль
11_1-preview-3415248      Почему я туда попал? Во-первых: замполит был службист, носил ленинскую улыбку и усы и хотел перейти с повышением в Центральное политуправление округа. Отдать полкового художника из части, заведомо зная, что он туда не вернется — говорит о том, что человеку было абсолютно наплевать на все, кроме своей быстрорастущей карьеры. Любая проверка из политуправления первым делом смотрела в части наглядную агитацию, показатели выполнения соцобязательств, в ней отраженные, а само выполнение этих обязательств ее не интересовало. Замполит хотел не отчитываться перед комиссиями, а самому в них находится, и без размышлений пожертвовал мной.

      Не верьте тем, кто говорит, что в 30 километровой зоне отчуждения не работали солдаты срочной службы 18-20 лет, а только военнообязанные семейно-детейные мужчины, призванные на военные сборы! В нашей части, расположенной рядом с поселком Иванково, из 2000 человек личного состава 500 человек составляли срочники — солдаты срочной службы, которые глотали радиоактивную пыль также, как и все остальные. Однако им не поставили в военный билет отметку о прохождении службы в 30 километровой зоне отчуждения…

      Чем я там занимался? Солдат — человек подневольный и бесправный, в период службы он даже не был гражданином Великого и Нерушимого. Что приказывали, то и делал. Нет, голыми руками радиоактивный графит с крыши 4-го блока я не сбрасывал — добровольцы нашлись (японские роботы-манипуляторы, на крышу поставленные, через два часа дубу дали). Наши мужики оказались покрепче, выбегали на несколько минут, сбрасывали один два куска графита и убегали… и давали дубу через одну две недели.

      Поскольку я имел зачатки «верхнего образования», радиоактивных грибков и яблочек не ел (сплошь и рядом были случаи). Куски графита в качестве сувенира сховать в кармане тоже не пытался (прецеденты случались).

памятник
10_1-preview-1262420      В Чернобыле я познакомился с удивительным человеком и художником Бобковым Валерием Константиновичем. Талантливейший живописец, отличный организатор, человечный и порядочный творец прекрасного. За неделю до его приезда я получил приказ от командования построить памятник погибшим героям-пожарникам Кибенку, Правику и Игнатенко, которые умерли, получив огромную дозу радиации при тушении пожара на станции сразу после аварии. Валера приехал, когда я доделывал эскизы к композиции, и мастерской рукой внес туда существенные поправки.

      Окончательные сроки закрытия саркофага над 4-ым энергоблоком регулярно отодвигались, и начальство решило реабилитироваться быстрейшим открытием памятника… Сроки нам были поставлены нереально короткие — сделать за месяц! Но приказы в армии не обсуждаются, а исполняются. Неоправданными усилиями и средствами памятник из радиоактивного бетона, облицованный радиоактивным мрамором (снятым с дома в Припяти), был своевременно и помпезно открыт.

      Это дало мне возможность получить отметку в военный билет о прохождении службы в 30-и километровой зоне и вернуться в свою часть. Обычно срочников после Чернобыля отправляли к черту на рога — с глаз долой из сердца вон! (типа, хрен вас знает, где вы радиации набрались?!).

      Дослужив полгода в своей части, ни разу не съездив в отпуск домой (спасибо отцам командирам), не получив денег за службу в зоне, я вернулся домой! Я был несказанно счастлив, хотя с головой время от времени творилось неладное. Иногда я смотреть не мог на краски и кисти, а иногда охватывало необузданное желание творчества…

гражданка
13_0-preview-9446191      Легко сдав летнюю сессию, которую не смог сдать до ухода в армию, я почувствовал необычайную апатию к учебе в ВУЗе. Чем это было обусловлено, не знаю? То ли моральной усталостью, то ли нервным и физическим истощением. Пол года я абсолютно ничего не мог делать (правда, стипендию получал исправно, и в тунеядстве органы меня не обвиняли).

      Решивши быть честным перед самим собой, я объявил родным и близким, что с КАИ я завязываю. Представляю, какой для них это был удар. Что бы быть поближе к искусству я решил устроиться в Художественный фонд Союза художников РТ. Фактически это было нереально, но я вспомнил о Валере Бобкове. Он, пролечившись в Москве долгое время, творил на Академических дачах под Вышним Волочком (Репинские дачи). Мы созвонились, и я поехал туда со своей кузиной, ибо был приглашен.

      На дороге, ведущей к Репинским дачам, мы увидели шлагбаум, будку и милиционера. Долго подбирал мент выпавшую челюсть, когда на вопрос «Куда идете?» получил ответ «К себе на дачу…» и паспорт на имя Ильи Репина. Неделю мы душевно отдыхали, гуляли по живописным местам, писали этюды и натюрморты. Валера написал записку Ренату Ибрагимову, своему хорошему знакомому, чтобы тот помог мне устроиться в Художественный фонд Республики Татарстан.

      Все бы ничего, но началась перестройка, 1987 год. Что это такое — никто еще не догадывался, но предчувствия были нехорошие. Водка постоянно дорожала и пропадала из продажи, за ней пропали вещи из магазинов и продукты.

      Директором фонда тогда был Борисов (не помню имени-отчества). Он не захотел раздувать мной штат организации, но Ренат Ибрагимов «имел вес» и ссориться с ним Борисов тоже не хотел. Чтобы сохранить волков и накормить овец, хитрый директор предложил мне устроится в строящуюся кузницу, которую на паях начинали строить Худфонд и РСУ. Точнее строило РСУ, а фонд должен был наполнить ее специалистами. Решив, что одного Ильи Репина будет более чем достаточно для выполнения паевого договора строительства, Худфонд стал ждать дивидендов от реализации проекта.

первая кузница
12-preview-7332462      Что такое РСУ — это ремонтно-строительное управление, место, где судимости не имели только мастера и прорабы. Единственная организация, куда могли устроится бывшие зеки. В общем-то, не сильно отличалось от стройбата, где мне пришлось служить.

      Кузницу мы строили с нуля, вернее стены были… Валера Яковлев — крепкий парень 33 лет, успевший поработать в кузнице порохового завода лет 10, и еще один парень, который уволился через полгода… я его не помню. За полгода мы достроили помещение, сами изготовили оборудование, наладили пневматический молот. Валера давал мне уроки мастерства, я впитывал… Потом вернулся из армии племянник Валеры — Дмитрий Яковлев, а чуть позже Аскар Адылов. Осенью 1989 года кузница была построена.

      Свою первую настоящую работу я помню, как первую женщину. В ноябре мы зашли к директору Казанского ТЮЗа с предложением своих услуг. И получили свой первый заказ — изготовить козырек над входом и флюгер, в виде Зиланта на крышу эркера здания. Заказ мы сделали качественно и в срок. Наш козырек и флюгер простояли вплоть до1996 года — тогда ТЮЗ сгорел.

      Мы проработали все вместе до 1989 года. Потом случилась нехорошая ссора — были молоды, горячи, рубили с плеча. Я пришел в художественный фонд. Директор сменился, постоянно происходили какие-то революции и противостояния между фондом и Союзом Художников. Несмотря на это, я сделал несколько крупных заказов в различных техниках: витраж, мозаика, несколько заказов из металла. Познакомился с керамистами — Александром Симбириным и Александром Майковым. Часто бывал в их мастерской, где они щедро делились со мной секретами мастерства.

вторая кузница
bt07-preview-6784831      Появилось предложение построить кузницу. В одиночку я оборудовал кузницу на так называемой «Скотобазе» (название по имени владельцев). За два года я выполнил один крупный частный объект. Но самое главное, в этой кузнице я постиг тайну изготовления сварной стали. Сделал первые многослойные клинки, изготовил образцы дамасской стали. Ни что не вечно в этом мире, Скотобаза разорилась, сейчас на этом месте пустырь.

      Я зарегистрировал свое предприятие — общество с ограниченной ответственностью, но неограниченными возможностями. Ни стартового капитала, ни опыта ведения дел я не имел. Предприятие было обречено. Слава богу, я смог его закрыть через четыре года.
В начале декабря 1994 года на свой страх и риск (без заключенного договора) я взялся сделать достаточно сложную работу — разработать технологию изготовления раструба ливневой воронки для Государственного музея Республики Татарстан.

      Музей горел в 1987 году, а в 1995 должны были праздновать 100-летие с момента его основания Лихачевым. Стройки, а тем более, реставрационные работы никогда не заканчиваются в положенный срок и согласно проектно-сметной документации. К слову сказать, музей до сих пор недореставрирован. А на деньги, потраченные за 20 лет работ, можно было бы построить Эйфелеву башню.

      Мой расчет был на то, что фасадные работы будут сделаны в любом случае. Раструб воронки получился на славу, и я не только получил этот заказ, но и стал работать с автором проекта реставрации музея Козловой (Мамлеевой) Светланой Ахметовной. Силами нашей мастерской были изготовлены и установлены скульптурные композиции на фасаде музея.

проектно-реставрационная мастерская
16-preview-3701195      Мэром Казани тогда был Камиль Исхаков. Подрядчикам деньги не платили — зачем людям деньги платить, и так же работают! Утром, перед «генеральной» планеркой, Светлана Ахметовна велела сотрудникам снять всем скульптурам головы, а на планерке сказала, что головы не поставят на место до тех пор, пока не подпишут акты приемки-сдачи работ. Пять минут Исхаков принародно орал на начальника Управления реконструкции и тот подписал акты на капоте своей Волги (правда потом он на него рычал тет-а-тет, что тот дурак, и даже баба может его «развести»).

      В составе мастерской были сделаны: проект реставрации здания Синагоги (евреи все одно по своему сделали, не по проекту), проект реставрации Лютеранской кирхи (не реализован).

      Как раз тогда, в 1996 году, в мастерскую было куплено чудо — 486 DX/2 компьютер! Он был мною освоен. Начал с сапера, потом лексикон, корэлВдрю 5 — кривущий пакет, адобе фотожопа 3! И как венец — автокад 11 под DOS и 3дСтудио… Проект мечети Кул Шариф в Казанском кремле, выполненный нашей мастерской занял 2-ое место, потому что руководителем мастерской была женщина по фамилии Козлова (потом она сменила фамилию на девичью — Мамлеева).

Военно-исторический клуб «Витязь»
15-preview-9924055      Примерно в это же время я близко познакомился с Владиславом Хабаровым, основателем и бессменным руководителем военно-исторического клуба «Витязь». Слава вместе с Дмитрием Бугровым написали концепцию детского палаточного лагеря с историко-археологическим уклоном. И с тех пор каждое лето я выезжаю с ним и 100 детьми на живописный берег Камы. В лагере идет ролевая игра, по какому либо историческому периоду, работают мастерские, где детей учат основам мастерства. Я веду литейное или кузнечное дело.

      Грянул дефолт 1998 года. От полного разорения меня спасло только то, что удалось устроиться в Таттрансгаз. Чем я там занимался?… Не могу точно сказать. Числился инженером-системщиком, следил за компьютерами, писал начальнику статьи по энергосбережению. Редкий раз удавалось перехватить работу по дизайну и оформлению книг. Тогда я оформил и смакетировал сборник фронтовых стихов Юрия Белаша, и очень сложную книгу на трех языках про мечеть Марджани г. Казани.

      В 2000 году с Владиславом Хабаровым начали делать описание работ и составление смет на реконструкцию экспозиционного материала для Национального музея Республики Татарстан. Список получился огромный около 800 предметов. Три года он менялся и дополнялся. В 2003 году музей изыскал средства для выполнения этих работ. А я уволился из Таттрансгаза и обрел «щастье»!

работа над музейной экспозицией
17_0-preview-6510441      Новоделы (реплики) для этнографической экспозиции Национального музея мы делали в течение трех лет, я постараюсь их детально описать на страницах этого сайта, так как они очень интересны по технике изготовления, и выполнены из различных природных материалов. В этой работе принимал непосредственное участие художник-баталист Олег Брандуков. Все комплексы одежды со снаряжением делались по его эскизам.

      В 2004 году я увлекся художественным литьем. Самостоятельно подобрал и изготовил литейное оборудование, которое использовал в работе над бронзовыми репликами для музея. Литейная мастерская росла и крепла до тех пор, пока директор музея Геннадий Степанович Муханов в 2006 году не ушел на пенсию. Новой дирекции она оказалась не нужна — я ее законсервировал.

      Летом 2007 года город Елабуга отмечал свой 1000-летний юбилей. Сотрудник Елабужского музея-заповедника Ольга Печенкина позвонила мне и попросила изготовить серию новоделов для этнографической экспозиции Елабужского краеведческого музея. Я охотно принял это предложение и совместно с археологом Дмитрием Бугровым выполнил эту работу.

создание сайта ДПИ
      А затем я построил сайт, посвященный ДПИ декоративно-прикладному искусству, об этом читайте здесь.