Ответить на комментарий

afisha_m-preview-3319214

21 апеля в 16:00 в Выставочном зале современного искусства ГМИИ РТ (г. Казань, ул. Карла Маркса, 57) состоится торжественное открытие фотовыставки Рифа Якупова.

Творческий портрет Рифхата Якупова

Течение нашей жизни напоминает реку: для кого-то она предстает в ее спокойном, намеченном природой, движении. Для другого – она буйный поток, с рискованными порогами. Для третьего, как правило, человека творческого – это движение наперекор течению, к Истоку. В нем он находит духовные начала, часто утерянные родовые корни. И в этом движении его жизнь обретает высокий смысл, возникает желание творить, открывать и запечатлевать мир, дарить его в моментальном образе «остановленной» истины. Это жизненное предназначение, связанное с феноменальными свойствами фотографии, выбрал фотохудожник и журналист Рифхат Гусманович Якупов.

Осознание выбранного им пути возникает при знакомстве с работами, представленными на персональной выставке, развернутой в Выставочном зале Союза художников и Музея изобразительных искусств РТ. Выставку автор назвал «Татары», и, по сути, она стала ретроспективным показом работ, созданных в различные годы и объединенных одной темой. Она раскрывается в черно-белых, цветных фотографиях и цифровых снимках. Эту выставку можно назвать и творческим отчетом за более, чем 40-летнюю деятельность.

Личность и творчество Рифхата Якупова не нуждаются в особом представлении, поскольку он хорошо известен не только казанцам и в республике, но и далеко за ее пределами. Тому есть несколько причин. Во-первых, после окончания в 1967 году отделения журналистики Казанского госуниверситета он сразу же активно занялся фотографией. Многие помнят его живые и образно — эмоциональные фотоснимки на обложках журнала «Азат хатын», в газетах «Комсомолец Татарии», «Яшь ленинчы», где он трудился штатным фотографом в 1970-80-е гг. Во-вторых, Р.Якупов – общественно активный фотограф, один из организаторов и постоянный участник казанского фотоклуба «Тасма» (1971), председатель фотосекции Союза журналистов республики в 1974-79-е годы. Он участник крупных международных конкурсов, начиная с 1978, когда впервые представил свои работы на международном фотоконкурсе «Уорлдпрессфото» в Гааге (Голландия). Он бессменный фотограф Татарского академического театра им. Г.Камала. Его достижения были отмечены званием лауреата республиканского конкурса журналистов «Хрустальное перо» (2002) и специальной театральной премии имени Дамира Сиразиева в 2003 г.

Последние десятилетия Р.Якупов выступает как мастер экспозиционной фотографии, при этом его основное творческое кредо раскрывается в такой ее самобытной области как «этническая фотография». Именно работы в этом жанре стали его «визитной карточкой», и имели большой успех, особенно в тех странах Европы, где высок интерес к проявлениям национального своеобразия в фотографии. Р. Якупов был приглашен Союзом фотографов Швеции для чтения лекций в фотошколах Стокгольма и Гетеборга в 1989 году. Большим событием стали его персональные выставки тематических циклов фотографий в Финляндии («Мелодии курая», г.Тампере, 1990), в Швеции — Галерее «Мирра» («Здравствуй, Тбилисо!»,1991) и в Стокгольмском этнографическом музее («Уходящая деревня. Из жизни татар», 1991); в польском Люблине («Трудное возвращение»,1994), в городской Берлинской библиотеке («Крым. Потери и обретения. », 1995); в дни работы 42-го конгресса Союза национальных меньшинств Европы в Австрии г. Пертшах-ам- Вертерзее («Хроника трудного возвращения»,1997). Много было и совместных выставок с зарубежными коллегами в Таллине, Риге, Тбилиси. Цикл выставочных фотографий «Здравствуй, Тбилисо!» послужил даже личному знакомству Р.Якупова с С.Параджановым, которое состоялось в 1987 году. Кинорежиссер высоко оценил эту работу, в свою очередь Р.Якупов не упустил возможности запечатлеть одного из мэтров мирового кино.

В направлении обретения собственного лица в фотографии, Р.Якупов работал с достаточной самоотдачей, накапливая творческий опыт – об этом свидетельствуют его работы в альбомах — «Казань» (Казань, 1976), «Советский Татарстан» (Москва, 1980) и многих других. Важной вехой на этом пути стали фотографии, посвященные татарскому народному празднику «Сабантуй». Р.Якупов был одним из первых, кто представил его в качестве самостоятельного ритуального «действа», опубликовав свои фотографии в одноименном авторском альбоме (Казань, 1979). В изданных за рубежом коллективных альбомах — «Другая Россия» (Оксфорд, 1986), «Инаковидящие» (Хельсинки, 1988), «Меняющаяся реальность» (США, 1991) и в циклах фотографий, представленных на его нынешней персональной выставке, перед нами — творчески зрелый и убежденный последователь идеи «этнической фотографии».

Раскрывая творчество Р.Якупова в плане представленного им на выставке жанра этнического фотоописания, надо все же видеть корни этого явления в его многолетней практике журналиста, профессионально освоившего язык документальной фотографии и фоторепортажа. Этот опыт послужил строгому объективистскому подходу в фиксации и отражении свидетельств времени и событий, и это стало ценным качеством в работе над жанром этнической фотографии. При этом, в отличие от фотографии «этнографической», в которой доминирует принцип документального бытописания, и сам фотограф как бы остается за кадром, в «этнической фотографии» присутствуют авторское концептуальное видение и степень его художественного воздействия на зрителя.

В чем же личные основания для сделанного выбора? Р.Якупов родился в г.Ижевске, хотя родители своими корнями связаны с Татарстаном, мама — родом из деревни Хужамет Мензелинского района, из семьи раскулаченных крестьян. Прадед со стороны отца – Аюб, выходец с правобережья Волги. По семейному преданию он служил унтер-офицером в царской армии и принимал участие в Крымской военной кампании. Из Крыма привез красавицу жену по имени Мерьем, не случайно один из братьев отца был назван Хангиреем. Происхождение бабушки в дальнейшем повлияло на важные события в жизни Р.Якупова, но прежде, он остановил свой выбор на Казани, где познал многонациональную культуру города. В Казани пришло понимание того, что становление личности связано с осознанием своих родовых корней и того, что творческая личность может полноценно раскрыться лишь имея крепкие духовные основания. Поэтому и свою деятельность Р.Якупов направил в русло поиска благотворных для его творческого развития Истоков.

Работал он одновременно в присущих фотографии оппозиционных качествах: «документальность – художественность». С одной стороны, репортажные съемки со строек КамАЗа, Нижнекамска и других важных объектов. С другой, работа, раскрывающая художественное тяготение и дающая творческое удовлетворение, но без материального вознаграждения. Примирением стал творческий выбор «этнического фотоизображения», в который вместились и историко-документальный и художественно-эстетический смыслы. В этом выборе проявилось и свойство личности Р.Якупова, который считает себя сопричастным к судьбе своего народа, и, как он считает, это чувство возникло у него на волне навязываемого отрицания этнического начала: «Мне с детства внушали, что я — советский народ. Поэтому, я против того, чтобы татары растворялись в других этносах и исчезли во тьме веков».

Когда Р. Якупов в 1971 году по своей инициативе участвовал в этнографической экспедиции Института языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова в татарские села республики, то впервые испытал потрясение от увиденного. Деревня, в отличие от города, сохраняла свою нравственную чистоту, в ней не были забыты духовные традиции отцов и дедов. Р.Якупов жалеет, что не приложил тогда все свои усилия на фиксирование этого уникального явления, которого в фотографиях хватило бы на несколько книг и альбомов. Хотя в то время даже официальная наука боялась раскрывать ценность патриархальных устоев деревни. В 1978 году Р. Якупов присоединился к композитору Ш. Шарифуллину – одному из первых собирателей мунаджатов, с которым выезжал в татарские села Ульяновской области. Много впечатлений и фотоматериалов набрал он и во время экспедиций и творческих поездок в села Арского, Кукморского, Мамадышского, Мензелинского районов, Кировской области, в Астрахань, Тюмень, Екатеринбург и другие города.

На отснятых в течении многих десятилетий фотографиях создан собирательный портрет татарского народа. Он запечатлен в сюжетах из обыденной жизни, обрядовых и семейных традициях, в характерной ментальной антропологии портретируемых, в ландшафтной среде обитания — во всем, что связано с культурно-смысловыми атрибутами этноса. Как говорит сам мастер: «Моя задача – показать татар такими, какие они есть, без всяких прикрас». В этом выражено искреннее отношение фотографа к отображаемому, в котором он открывает неповторимые черты, «как вещь в себе». Особенно ярко эти черты, по мнению автора, можно увидеть во время проведения национальных праздников, и он старается зафиксировать спонтанные и непредсказуемые ситуации, извлекая мгновение и «останавливая» его.

Все работы художественного документа «Татары», по сути, являются глубоко личным посланием Р.Якупова своему народу. Казанские, крымские, астраханские татары, татары — мишари и татары- кряшены предстали перед зрителем как герои развернутого художественно-эпического полотна. Каждая фотография несет в себе любовное и восторженное отношение мастера к объекту отображения, отражает метафизическую реальность народного бытия,

Особую страницу в творчестве и в жизни Р.Якупова занимает крымско-татарская тема. У него возникла идея запечатлеть разбросанных по разным уголкам мира татар, и это стало поводом для поездки в Крым. В 1990-е годы, когда татарский мир еще был разделен духовными и политическими границами, Р.Якупов преодолел их, используя возможности фотографии. Поездка стала не только профессиональной, но и большой жизненной «экспедицией», растянувшейся на десятилетия и определившей личную судьбу. К родственному народу Р.Якупов всегда испытывал чувство близости, в то же время поездка в Крым дала новый импульс устремленности к Истокам. Он даже видел пророческий сон, будто взлетает с высокой горы над блещущим в солнечных лучах морем, как птица, широко раскинув руки. Во сне возвратился на ту же гору и, позднее, уже в реальности увидел ее в одном из селений, где и решил обосноваться с новой семьей. Его жена, Эльмира Байрам-Али, из таракташской семьи с высокими моральными устоями, одна из активистов национального движения, дочь – Зарифе обладает многими талантами.

В Крыму Р.Якупов создал, продолжает и сейчас создавать фотолетопись современной истории крымских татар. Он глубоко почувствовал горечь судьбы репрессированного народа и силу его несломленного духа. Смог выразить это в своих фотографиях, воспринимающихся как документально-художественные свидетельства борьбы крымских татар за свое возвращение на историческую родину. По заказу миссии ООН в 1996 году сделал фоторепортажи о жизни депортированных народов (крымских татар, болгар, армян, греков, немцев). Фотографии сложились в тематические серии. Они несут высокий драматический накал, который художник передал через трагичность в обыденных реалиях и образах. Отдельные фотоснимки опубликованы в книге журналиста В.Якуповой «Крымские татары или привет от Сталина» (Казань, 2002). Довелось ему участвовать и в научных экспедициях, организованных Союзом художников, осуществлять съемки памятников мусульманской архитектуры, и в целом он зарекомендовал себя в местном сообществе как этнофотограф и пропагандист культуры крымско-татарского народа. Он шутливо говорит: «Теперь уже не знаю, кто я –казанский или крымский, но татарин».

Важной для Р.Якупова стала деятельность в Татарском академическом театре им. Г.Камала, где он с перерывами работает с 1987 года. Ему отведена роль визуального хрониста театра, он осуществляет документальные, художественные и рекламные фотосъемки, отражает текущие постановки театра, фиксируя все важные на его взгляд детали режиссерской работы и актерской игры. Мастер считает, что театр стал важной вехой на его жизненном пути, помог вернуться в лоно татарской культуры, окунуться в среду живого литературного языка. Такую же роль в его жизни сыграли встречи со знаковыми в культуре личностями: с художниками Б.Урманче и А.Фатхутдиновым, композитором Ш. Шарифуллиным, который по признанию Р.Якупова открыл для него мир татарской музыки, Н.Жигановым и многими другими. Как человек творческий он интересуется принципами других видов искусства – живописи, литературы, музыки. Особенно его восторгает музыка крымских татар, сумевших в современной эстраде сохранить традиционную мелодику. Среди наиболее часто читаемых книг — романы А.Гилазова, Ф.Байрамовой. Сложилась своя концепция того, каким должен быть татарский интеллектуал — об этом Р.Якупов дал интервью, помещенное в книге «Татарский век глазами национальной элиты» (Казань, 2005).

В настоящее время мастер живет новыми творческими планами, связанными со съемками фольклорных фестивалей. В течении последних 3-х лет он побывал в Ульяновске, Тюмени и Екатеринбурге, открыл для себя уральских татар, живущих в Свердловской области (деревни Нижнесергинского района). Р.Якупов перешел к работе на цифровых носителях, они дают новые возможности в моделировании изображений и, отчасти, приближают творчество фотографа к творчеству художника и дизайнера. Хотя, как считает Р.Якупов, развитие цифровой технологии ведет к кризису современной фотографии, «омассовление» размывает ее ценностную шкалу как вида искусства.

Поэтому так важны выставки «высокой» фотографии. Сегодняшняя экспозиция ценна и тем, что подводит определенный итог истории развития казанской и, в целом, татарстанской фотографии. Как видим, сообщество фотографов, в лице его крупных представителей, к которым безусловно относится Р.Якупов, сохраняет достигнутый ими потенциал, и это радует. Как радует и будущее искусства фотографии, которое видится в новой конфигурации, развивающей плодотворные традиции сложившейся школы.


Г.Ф.Валеева-Сулейманова, доктор искусствоведения